I.Понятие государственных (муниципальных) финансов

Предыдущая123456789Следующая

Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система

Перераб. 02.09.2015

I.Понятие государственных (муниципальных) финансов

Сущность финансов наиболее видна через уяснение всех сторон их проявления, отражающих не только экономическую природу, но и особенности материальной оболочки и правовых характеристик.

Финансы, рождаясь в недрах экономических отношений, несут денежную форму, которая является обязательным условием их существования. В системе денежных отношений финансы представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность. Они порождены необходимостью государства и других участников общественного воспроизводства распределять внутренний валовой продукт и национальный доход на базе их стоимостных характеристик.

В науке Финансового права финансы принято рассматривать в 3-х аспектах:

1. По своему материальному содержанию финансы представляют собой совокупность различных денежных фондов, объединяющих в себе все финансовые ресурсы страны. (централизованные на общие нужды и отдельные цели средства бюджета, целевые внебюджетные затраты, децентрализованные финансы общественно-территориальных образований (далее – ОТО)[1] всех уровней). Подробнее, смотри раздел 3 «Виды финансов и финансовых фондов.

2. Экономический аспект сущности финансов заключается в самой природе данной категории как особой системы экономических отношений. Посредством этой системы денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода становится возможным образование и использование всех видов денежных фондов, которые составляют материальное содержание финансов.

Экономический аспект финансов в финансовом праве служит инструментом построения финансовой системы государства и ее отдельных институтов, а также используется для характеристики экономических основ государства, других общественно-территориальных образований, частью которых являются финансы.

3. С правовых позиций финансы проявляются двояко:

А.) Через систему законодательства и сопутствующего ему нормотворчества, отражающего финансовую политику государства. Стороны денежных отношений по образованию, распределению и использованию финансовых фондов наделяются юридическими правами и обязанностями, а финансы и финансовая деятельность подпадают под нормативно-правовое регулирование. Урегулированные нормами права отношения по практической организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые собирают, распределяют и расходуют денежные ресурсы страны, составляют предмет правового регулирования отрасли финансового права.



Б.) Через юридические формы финансового планирования. Любой фонд денежных средств может формироваться, распределяться и использоваться только в форме финансово-планового акта, с обязательным соблюдением законодательно закрепленных процедур его формирования. Подробнее о видах и особенностях финансово-плановых актов, смотри тему «Понятие и особенности финансовой деятельности», раздел «Правовые формы финансовой деятельности».

Различные аспекты правового регулирования государственных и муниципальных финансов содержатся в нормах других традиционных отраслей права

Таким образом, государственные (муниципальные) финансы в целом можно определить как урегулированную нормами права систему экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода, посредством которой ОГВ и ОМС формируют, распределяют и расходуют бюджетные и внебюджетные, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, необходимые для решения задач и выполнения функций общественно-территориальных образований. (В данном определении сущности финансов показан как экономический, так и материальный аспект их проявления, а также многообразие видов финансовых фондов.)


7968933635950593.html
7968953044060082.html
    PR.RU™